Как можно предотвратить грядущий развод родителей?
Здравствуйте! Мои родители хотят развестись. Точнее папа хочет уехать от нас к своим родителям. Они не подают на развод. Я узнала об этом буквально вчера, но, как сказала мама, это продолжается уже несколько месяцев. И вот только сейчас появилась определенность, и папа после каникул окончательно переедет. Эта новость очень шокировала меня. Да, мои родители нередко ссорились, но у них никогда не было жестких конфликтов, поэтому даже повода за их отношения переживать не было. А сейчас... Я не знаю, что мне делать, мне очень страшно. Я никогда в жизни не подумала бы, что эта проблема может коснуться мой семьи. Я уговариваю папу сходить к семейному психологу, ибо мама-то не против, она вообще считает, что все можно изменить. Но папа... Он будто этого не хочет. Мама думает, что он нашел кого-то другого и уходит к "ней". Но, мне кажется, это не так. Все же папа ни за что не поступил бы так с нами, я уверена. Пожалуйста, помогите мне, я не знаю, куда обратиться. Я должна быть сильной для мамы, потому что ей очень тяжко пришлось последние месяцы. Пожалуйста. Вдруг все можно изменить.
Катя, Россия, 16 лет
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Ребенку всегда страшно, когда отношения родителей идут к разводу. Для ребенка родители - это боги, а боги не имеют права быть несовершенными. Семья кажется нерушимой как само мироздание, но ведь это всего лишь отношения людей между собой. А между людьми случается всякое. Конечно, нелегко пережить неполадки в семье, но ведь жизнь, ни ваша, ни ваших родителей, на этом не заканчивается, правда? Позвольте вашим родителям совершить их ошибки и пройти положенные им по судьбе испытания. Можно потерять семью, но сохранить в душе любовь к обоим родителям, общаться с ними даже после разъезда. Вы можете стать таким связующим звеном между ними. Надейтесь на лучшее сама и подайте маме пример терпения и веры, надежды. Нередко, разойдясь, пары потом сходятся обратно. Только сейчас вам с мамой нужно папу отпустить, не цепляться за него. Маме нужно стать более независимой внутри себя, обрести точку опоры. Это полезно и для жизни в семье - внутренняя независимость от супруга, любовь, но при этом отсутствие "прилипания". Пусть она сама походит к психологу, а вы ее поддержите. Шансы на восстановление семьи еще есть.