Как поговорить с мамой о ее проблемах с алкоголем?
Добрый день! Очень надеюсь на ваш мудрый совет. Я живу отдельно от мамы, но знаю, что она выпивает каждый день. Мы живем в Москве, но сейчас она уехала в другой город к сестре, живет там 2 месяца, и они пьют там самогон каждый день (2-3 рюмки, иногда больше). Она сейчас на пенсии и не может найти работу, ей 56 лет. И она поставила на себе крест и в плане отношений, и вообще в плане будущего, одна надежда у нее на "мифических" внуков, которых я должна ей подарить и на "мифического" богатого зятя. Это ее шанс к счастью - так она считает. Она никогда не стеснялась пить при мне, и в детстве, и в юношестве были ситуации, когда я ее просила: "Мама не пей больше". В общем, частенько я ее видела пьяной, но тогда она работала и не позволяла себе пить часто. Сама я полностью отказалась от алкоголя более полугода назад (раньше выпивала по праздникам, некрепкие напитки). Когда я пару недель назад приехала в гости к своей тете, где они живут сейчас вместе, я, конечно, была в ужасе, что они стабильно пару рюмок выпивают за обедом и за ужином. Я люблю ее, и тетю люблю, но если я даже заикнусь по поводу алкоголя, сразу меня "ставят на место" - "ой, сейчас начнется.. сиди уж молчи".. Когда я раньше приезжала к маме в гости в Москве, она накрывала на стол и уходила в комнату, пару раз я случайно входила и видела, что она втихаря выпивает рюмочку. Но уже в течение года я приезжаю, и она уже, не стесняясь, пьет при мне, или я прихожу и вижу по глазам, что она уже до моего прихода выпила. Это я молчу про встречи с подругами, когда они выпивают бутылку водки на двоих. Она привозит с собой от сестры не менее 5 литров самогона (чтобы было на тот период, пока она в Москве), еще рассказывает мне, как "прекрасно она настоялась на чернике и на вишне". Она воспринимает в штыки, если я пытаюсь подобраться к этой теме. Она же еще и пытается меня жизни учить... У нее уже не в порядке нервы становятся, она может закричать, бросить трубку, оскорбить меня просто потому, что не в настроении. Но зато если она выпившая, лучше мамы не найти, она и выслушает, и извинится и т.д. Я ее люблю, она начитанная, умная, яркая женщина, и мне больно наблюдать ее деградацию. Я предлагала ей съездить отдохнуть, ну что, мол, я оплачу ей отдых, она говорит "я не хочу ехать одна", но отдых на двоих я не потяну сейчас. Я предлагала ей заняться собой, заняться чем-нибудь, что ей нравится. Но такое ощущение, что ей нравится страдать в этой безвыходности и невозможности найти работу... Она из того поколения людей, которые считают, что без работы она неполноценный человек. Если я говорю "мам, ты опять?", она говорит "ну у меня же чисто дома", то есть в ее понятии - если дома чисто и есть еда, то пить можно. Однажды она призналась, что с возрастом стала неуверенней в себе, и что нет желания что-то делать, то есть так она видимо оправдывает свою зависимость... Подскажите, пожалуйста, может быть, я как-то неграмотно подхожу к ней с этой темой... Может быть, нужно как-то по-другому? Я не знаю, как ей объяснить, что алкоголь разрушает нас, разрушает ее нервы, ее разум, ее тело. Заранее благодарна вам за ответ.
Ева, Москва, 28 лет
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Вы подходите к теме алкоголя с довольно простых позиций - пьющий человек не успешен, не реализован, теряет интеллектуальные способности, может опуститься и т.п. То есть, для вас то, что мама пьет - однозначно плохо. Но для нее-то, почему-то, хорошо! Ведь ни один человек не будет добровольно делать то, что ему не нравится. А понять душу другого, даже близкого человека, мы до конца не можем. На самом деле, ваша мама чувствует, что ей что-то в этой жизни не удалось, она не была счастлива так, как хотела бы. У нее болит душа, она что-то в себе или своей судьбе не может до конца принять (возможно, там проблемы в отношениях с вашим папой, нереализованность, еще что-то), и эту боль она старается приглушить алкоголем. И это работает, ей становится легче. Да, конечно, выпивка - не лучший метод психотерапии. Но если мы любим кого-то, то, прежде всего, принимаем его таким, какой он есть, даже с недостатками, и уважаем его выбор. Пьянство вашей мамы - это ее выбор, ее судьба, ее жизнь. Она так решила, понимаете? А значит, почему-то, ей так легче, ей зачем-то это нужно. Еще ни одного пьяницу не вылечили насильно, без его личного намерения и усилий. А значит, попытки давить на человека с целью добиться его отказа от алкоголя, ни к чему не приведут. К тому же, этим давлением вы лишь демонстрируете свою неприязнь к ней такой, непринятие ее с ее образом жизни, а значит - лишаете ее своей любви. То есть, вы бы любили ее, если б она не пила, но как только видите в ее руках рюмку - ваша любовь сразу улетучивается. А человек всегда чувствует, любят его или отрицают. Но дело в том, что подходя у человеку с неприязнью и отрицанием, мы никогда и ни в чем его не сможем убедить - это невозможно. Пытаться что-то изменить можно только подходя с любовью и принятием. А иногда просто достаточно любить и принимать человека, даже если он не изменится до конца своей жизни - безусловная любовь творит чудеса и совесть ваша будет чиста.