Продолжать ли мне следовать вашим советам?
Здравствуйте! Я обращаюсь всё по тому же вопросу. Вот Ваш ответ: "Почему у меловой доски Вы чувствуете себя увереннее? Вы держите мел в руке, Вам привычно, знакомо все у этой доски? Дрожь - это выражение эмоций в виде телесных проявлений, которые Вы переживаете в тот момент. Вы испытываете вегетативные изменения, например, помимо дрожи, это может быть учащенный пульс, покраснение или побледнение, слабость, повышенное потоотделение. Перед тем, как Вы пойдете к доске, сфокусируйтесь на дыхании, дышите медленно, глубоко, такое дыхание поможет стабилизировать активацию автономной нервной системы. У доски можно выбрать одного человека среди слушателей, это может быть доверенное лицо или просто приятный Вам человек, и смотрите на него, когда будете отвечать. Вы можете улыбаться ему, улыбка снижает тревогу и сигнализирует телу, что нет опасности (мнимое чувство опасности и заставляет нас дрожать при выступлениях). Чтобы овладеть своими эмоциями, нужно тренироваться. Поэтому приготовьтесь, что это займет некоторое время." (У меловой доски чувствую себя нормально, т.к. знаю, что дрожь не будет заметна) Я хочу подробней описать свою проблему. Когда это случается, я знаю, понимаю, что всё в порядке, но мой организм, напротив, делает обратное. Я боюсь, что это уже случается автоматически. Мне продолжать следовать вашим советам или это другой случай?
Анастасия, Москва, Россия, 16 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Физиологические реакции были спровоцированы и закреплены Вами без всякого контроля, страх управлял Вами (это то, что Вы назвали "это уже случается автоматически"). Если Вы вмешаетесь и начнете обучать себя другим реакциям, Ваше тело начнет быстро откликаться. Поэтому Вы должны обучаться саморегуляции, независимо от того, что тело будет выдавать поначалу те же привычные уже ему вегетативные изменения (дрожь, повышенное потоотделение, слабость, головная боль, нехватка воздуха и т.д.). Вам нужно освоить техники расслабления. Посмотрите у Сандомирского, можете выбрать то упражнение, которое Вам понравится.