Два года назад ушел из жизни мой папа
Здравствуйте! У меня сегодня очень печальный день, ведь два года назад ушел из жизни мой близкий человек - мой папа. Говорят: время лечит, но на себе я это не чувствую. Ведь с каждым днем становится все тяжелее, так как понимаешь боль утраты. После утраты папы начинаешь больше любить своих близких, их ценить... Но папу этим не вернешь? и от этого бессилия становится только тяжелее, не находишь себе место, начинаешь винить себя во всем.
Алла, Новомосковск, Россия
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Нормальный процесс скорби мог перейти в хроническое кризисное состояние, которое называется патологической скорбью. Скорбь становится патологической, когда «работа скорби» неудачна или не завершена, например, когда происходит «Блокирование» эмоций во избежание интенсивности процесса скорби, или трансформация скорби в идентификацию с умершим человеком - в этом случае происходит отказ от любой деятельности, способной отвлечь внимание от мыслей об умершем, или растягивание процесса скорби во времени с обострениями, например, в дни годовщин смерти также - чрезмерно острое чувство вины, сопровождаемое потребностью наказывать себя. У Вас могла не произойти адаптация к реальности несчастья, и душевная боль не уменьшилась. В некотором смысле можно сказать, что процесс траура представляет собой медленное ослабление связи с объектом утраты. Это не означает забвения, просто ушедший человек уже предстаёт не в физическом смысле, а интегрируется во внутренний мир. Вопрос отношения с ним решается теперь символическим образом – ушедший своим незаметным присутствием в душе понесшего утрату помогает ему в жизни. Если Вы чувствуете, что не справились с последствиями утраты, Вам стоит очно посетить психолога.