Могут ли психологические проблемы быть причиной бесплодия?
У нас с мужем большая проблема, я не могу забеременеть, лечимся почти год. Мне посоветовали обратиться к экстрасенсу по интернету, что я и сделала. Он написал мне, что проблема наша не физиологическая, а психологическая, и в ближайшие 2 года беременности он не видит. Прочитав несколько страниц этого сайта, я нашла много таких же вопросов, но ответ для всех был один (как и у меня). Можно ли в это верить? Могут ли на самом деле психологические проблемы быть причиной бесплодия? Заранее спасибо.
Надежда, Россия,Москва, 30 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : У человека всегда есть потребность искать какие-то понятные ему, логичные и обоснованные причины тому, что у него не получается, но он к этому очень стремится. Что касается бесплодия, то, конечно, есть социально-психологические факторы, которые могут влиять на внутреннее неосознаваемое сопротивление беременности, различные страхи, неуверенность в партнере, избегание ответственности, негативный опыт родительства, аспекты воспитания и т.д., но может быть, что и нет никакой подобной причины, просто еще не найдено врачами то, что действительно влияет на Ваше бесплодие или что-то не вылечено еще до конца, то есть причины могут быть тривиальные. Год - это не так долго, я знаю пары, которые по 10-15 лет пытались и в итоге беременели (у некоторых в итоге получались погодки и даже трое подряд, что приходилось потом озадачиваться проблемами контрацепции). Для того, чтобы быть уверенной, что психологических проблем нет, или наоборот, чтобы обозначить их, Вам стоит очно посетить психолога.