Мое странное поведение - следствие травм в прошлом?
Здравствуйте, Арина Юрьевна. Недавно я задавала Вам вопрос по поводу ухудшения отношений с коллегами, что я со всем ругаюсь и на меня многие кричат. Не знаю, сможете ли Вы прочитать еще раз моей первое письмо и Ваш ответ на него, поэтому скопирую в конец письма. Вы спросили меня, были ли у меня травмы в детстве, перенесенные заболевания, гормональные сбои, были ли за последний год-два сильные стрессы. Я даже не знаю, с чего начать, оглядела вскользь свою жизнь, страшно стало, особенно последний год. И очень захотелось кому-то все это рассказать. Извините, если получится много, я не специально. Начну с детства. Когда мне было 5 лет, мы попали в аварию на машине. Обошлось без травм, к счастью, но я после этого долго не разговаривала. Когда мне исполнилось 10 лет, меня сбила машина. Неделю я была без сознания, месяц провела в лежачем положении, потому что была серьезная черепно-мозговая травма. Когда я пришла в себя после комы, я не помнила даже, как меня зовут. Память восстанавливалась около года. Водитель, нарушивший правила, даже не извинился. Но это все ерунда. В 13 лет так получилось, что меня изнасиловали. Мальчик с дачи пригласил меня "на день рождения". Сказал, что все друзья уехали в город, даже некому торт поесть. Когда мы пришли, там были еще двое. Я захотела уйти, но они уговорили меня остаться. Они предложили мне вина, я выпила. Потом попыталась уйти, а они по очереди изнасиловали меня. Потом этот мальчик сказал, что если я кому-то скажу, то они спалят мой дом и меня с родными в нем. Спустя какое-то время я попыталась рассказать маме, но все время путалась, сбивалась, в результате она ничего не поняла, или просто сделала вид, и сказала, что, если что-то произошло, то я сама виновата. Наверное, это так и есть. Не знаю, может, это не относится к теме. Если так, то извините. Следующие 9 лет моей жизни прошли относительно спокойно. Я окончила школу, поступила в институт, даже вышла замуж. Муж был старше меня на 11 лет. Сначала отношения были просто прекрасными, и в конце прошлого года я узнала, что беременна. Меня мое положение немного пугало, я боялась ходить к гинекологу (у меня страх перед этим врачом еще с детства), но вроде как все шло нормально, бояться я перестала. А потом, во время очередного посещения врача, она сказала мне, что что-то идет не так. Сделали анализы. Оказалось, что беременность замерла практически в самом начале. У меня нашли вирусы. После долгого разговора с мужем выяснилось, что шеф у него на работе в свой день рождения нанимал проституток. Все тогда напились, в том числе и муж. И он переспал с проституткой, даже не позаботившись о том, чтобы предохраняться. Скандала не было. Я уехала к маме, начался тяжелый процесс моего развода. Развод он мне не давал. Вроде как мы даже начали с ним спокойно разговаривать. Но возвращаться к нему я не хотела, у меня начали складываться очень теплые отношения с молодым человеком на работе. Потом муж пригласил меня на 8 марта, сказал, что меня зовет его сестра. У меня были с ней замечательные отношения, и я пошла. Все шло хорошо, но я немного перебрала с алкоголем. Я пью редко, поэтому напиваюсь очень быстро. Сдуру, я осталась у них ночевать. А ночью я проснулась от того, что муж стащил с меня одежду и насиловал меня в извращенной форме, было ужасно больно и страшно. Я закричала, проснулись сестра мужа с супругом, стащили его с меня. Я собралась и убежала. В следующий раз мы встретились только чтобы подать заявление на развод. Тут, слава богу, все прошло спокойно. Больше я его не видела. Он звонил пару раз, угрожал мне и моему молодому человеку, но потом я сменила номер, и все прекратилось. Вроде как все. Я даже думала, что пережила все это. Даже перестала вспоминать. Но неужели это все так сильно отражается на моих отношениях с окружающими? Все же шло нормально, никто даже не догадывался об этом. Только мой молодой человек знает обо всем, терпеливо успокаивает меня, если что, заботится обо мне. Еще раз простите, что получилось так много, сама не знаю, как так вышло. Ответьте мне, пожалуйста, на мои предыдущие вопросы. На всякий случай вставлю их ниже. Заранее спасибо. «Здравствуйте. Я бы хотела поделиться с Вами вот какой проблемой. В последнее время я стала замечать, что у меня постоянно возникают конфликты с коллегами. Раньше все было замечательно, коллектив мне нравился, все адекватные, есть молодые ребята, у меня даже роман завязался с коллегой. А сейчас мне говорят, что, когда я пришла на работу, я была милой тихой девочкой, а сейчас превратилась в настоящую фурию. Говорят даже, что я грубо разговариваю, хотя у меня в мыслях даже нет такого. Почему-то, когда они сами говорят мне что-то, что для меня обидно – это нормально. Раньше я это терпела, ведь они не со зла на самом деле, а потом меня все это стало обижать, и я стала отбиваться. На меня тут же стали наезжать, типа иди указывай своему парню, а не мне. Как мне что-то не нравится, и я это высказываю, так это сразу воспринимается в штыки. А как нужна какая-нибудь помощь, так сразу ко мне бегут, солнышко, помоги. Еще я заметила, что из-за напряженной обстановки в коллективе (мы уже месяц работаем в авральном режиме), народ начал срываться на мне. Потом ходят, извиняются, говорят, что на самом деле их гнев адресован сложившейся ситуации, а не мне. Но ведь попало мне! А я по полдня разговаривать потом нормально не могу, реву без остановки. То, что я секретарша и младшая в отделе ведь не дает им права на это. И, главное, у меня какая-то странная реакция на все это появилась. Раньше, если меня кто-то обижал, я могла сделать вид, что мне наплевать на него, ну, по крайней мере, я могла дотерпеть до дома, чтобы поплакать. А теперь не могу. Малейшая колкость или грубость (даже нечаянная и не такая уж обидная), и у меня без остановки начинают течь слезы, дышать тяжело, задыхаться начинаю, мышцы лица корежит в непонятной гримасе и кричать хочется, как в японских мультиках герои рыдают. Сдерживать я это не могу, постоянно пью успокоительное, и очень устаю к концу рабочего дня. Приползаю домой, без сил падаю на кровать и вырубаюсь. Даже поесть иногда забываю. Вот когда регулярно пью успокоительное, тогда день проходит более-менее нормально, и силы остаются. И еще мне все время хочется кого-то убить, причем с особой жестокостью. Так и представляю, как колочу обидчика молотком по голове, или машина у него взрывается, или нож в грудь всаживаю и смотрю, как он в мучениях умирает. Если бы не поддержка моего молодого человека, давно бы уже, наверное, прибила кого-то. Он у меня единственное солнышко на работе. Я практически только с ним теперь разговариваю. У меня что, крыша едет, что ли? Это временно или это связано с работой и ее надо срочно менять? Ведь раньше такого не было, хотя, бывало, работала и в более нервной обстановке. Я все жду новогодних праздников, чтобы отдохнуть, а время так тянется, что, кажется, не доживу. Почему я стала так остро на все реагировать? И меня пугает такая реакция моего тела, мне совсем не хочется, чтобы кто-то видел меня в таком состоянии. Правильно ли я поступаю, что пью успокоительное? Но ведь его нельзя пить все время, что делать, когда курс закончится? Помогите мне, пожалуйста. Заранее спасибо». Ваш ответ: Были ли у Вас какие-то травмы в детстве, перенесенные заболевания, гормональные сбои, были ли за последние год-два сильные стрессы?
Жанна, РФ, Пермь, 22 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Ваша жизненная история объясняет многое. Помимо травм головы, которые могли иметь последствия в виде повышенной утомляемости, низкой стрессоустойчивости и т.д., Вы переживаете последствия изнасилования (первое - в 13 лет, затем в 22 - так называемое "изнасилование в браке"). Изнасилование - это крайняя форма насилия над личностью, почти всегда сопровождается чувством унижения, оскорбления достоинства, потери независимости, чувством вины. Это сильное психотравмирующее событие, которое нарушает баланс между внутренними адаптационными механизмами и внешним миром. Если бы Вы получили психологическую поддержку, Вы бы не чувствовали себя полностью покинутой и беззащитной, но мама Вам ее не дала, даже более того - обвинила Вас в случившемся, что не только усилило чувство вины и негативно повлияло на самооценку, самовосприятие, но и привело к тому, что Вы так и не смогли открыто выразить свой гнев. Подавленный гнев приобретает форму вины и стыда, а эти чувства в свою очередь лишь усиливают ранимость и беспомощность. Защитные механизмы, обеспечивающие чувство неуязвимости, утрачены. Вы пишете, что "я даже думала, что пережила все это. Даже перестала вспоминать". В попытках преодолеть тревогу и восстановить равновесие Вы стараетесь вести себя так, словно кризис разрешен. Это псевдоадаптация, но не разрешение психической травмы и связанных с ней переживаний. Случившееся отрицается, вытесняется. Факт психической травмы отрицается в интересах защиты себя и окружающих. Сущность изнасилования прежде всего в насилии над личностью, а не в его половом акте. Последствия изнасилования - серьезная дезадаптация личности (травматический синдром изнасилованных). Поэтому Вы испытываете трудности в межличностных отношениях со значимыми фигурами (коллегами). Я могу только порекомендовать Вам очную работу с психологом, работающим с жертвами изнасилования. Как вариант - заочная терапия, у меня есть положительный опыт удаленный работы с клиентами, пережившими насилие. Можете обращаться ко мне.