Меня мучает страх при мыслях о смерти мамы
Здравствуйте. Меня мучает страх и тревога при мыслях о смерти моей мамы. Маме 60 лет, она работает, я поздний ребенок. В 18-19 лет я очень сильно потрепала ей нервы, обманывала, не ночевала дома, мы как будто были чужими, не понимали друг друга, но сейчас мы подруги, обо всем разговариваем, я все ей рассказываю, обсуждаем моих парней и т.д. Мы очень близки. Но меня мучает совесть за прошлое мое поведение и страх, что она умрет по моей вине, что поругаемся, и я не успею попросить прощения. Я стала очень нервной, плаксивой. Когда прихожу домой поздно, всегда проверяю, дышит ли она. Если она мне часа 3 не звонит, начинаю нервничать и сама звоню. Мы с ней созваниваемся раз 20 за день. Я устала так жить, думать и боятся, что потеряю ее, я очень люблю ее и не могу представить свою жизнь без мамы. Как мне быть, подскажите, пожалуйста.
Анастасия, Москва, Россия, 21 год
Примакова Виктория
Социальный

психолог, психолог-педагог
Ответ : К сожалению, все люди смертны, и даже самые близкие и самые родные. Безусловно, всех нас терзает страх потерять самого дорогого для нас человека. Но Вам нужно понять, что это, во-первых, неизбежно, и, во-вторых, никак не может быть связано с тем, что в 18-19 лет Вы ей "трепали нервы". В этом возрасте трепать нервы родителям - святое дело, и мало найдется людей, которые в эти годы все делали только так, как того хотели родители. Как раз-таки, если бы Вы не проявляли свой характер, то из Вас бы не получилось того человека, кем Вы являетесь сейчас, Вы не смогли бы найти себя, не смогли бы стать самой собой, в том числе и стать подругой собственной маме. И, наверняка, мама все это понимала и понимает, в отличие, видимо, от Вас. Вам нужно простить себя за те поступки, отпустить свое чувство вины, а энергию, которую Вы расходуете на муки совести, потратить на совместное времяпрепровождение с мамой, на радости жизни, слова любви и тепла. Вы пишете, что боитесь, что она умрет по Вашей вине. Это как? Это если Вы поругаетесь? Ну, во-первых, ссоры - это естественный процесс, и ни одни, даже самые идеальные отношения, без ссор и ругани не бывают. А, во-вторых, чтобы зря не мучать себя, постарайтесь не зацикливаться на этих мыслях, а, наоборот, настройте себя на позитив. Сделайте вместе с мамой то, что Вы давно хотели сделать, но еще не успели. Радуйте друг друга подарками, вниманием, посещайте вместе музеи, театры, ходите в кино. То есть максимально радуйте себя и ее вашими хорошими взаимоотношениями. Поверьте, Ваши страдания, переживания и постоянные проверки нагоняют только страх и тревогу на Вас и Вашу маму. И волнение Ваше может передаться ей. Вы же не хотите волновать маму и заставлять ее нервничать? Так перестаньте себя накручивать. Терять близких очень тяжело, но еще ни разу это не переживалось легче от того, что человек заранее себя настраивал на неизбежность этого момента. У Вас еще есть возможность радоваться жизни с мамой, радовать ее и себя, научиться ценить каждый день, проведенный вместе. И никто не знает, как долго это еще будет продолжаться: год, пять или 25. Так что не цепляйтесь за свои мрачные мысли, а получайте удовольствие от жизни рядом с самым близким и дорогим человеком!